Профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт педагога – основополагающий документ, содержащий совокупность личностных и профессиональных компетенций учителя. На основе нормативного акта будет проводиться аттестация педагогов с присвоением квалификационной категории. Также его нормы будут учитываться при приеме на работу в образовательные организации, во время создания должностных инструкций и при формировании норм оплаты труда.
Профстандарт детализирует конкретные знания и умения, которыми нужно владеть педагогическому работнику, а также подробно описывает его трудовые действия. Они разделены по модулям, соответствующим различным предметным областям.
Квалификация работника – это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Структура профстандарта для педагогов
За основу профстандарта взята система педагогической деятельности, включающая обучение, воспитание и развитие. Первые два раздела вполне понятно и объективно отражают требования к учителю, который на высоком уровне должен знать свой предмет и обязан владеть методическими техниками и приемами для того, чтобы донести его содержание до каждого ученика.
Более сложным для понимания профессиональным педагогическим сообществом выглядит раздел развитие, ставящий педагога в ситуацию, когда вместе с узкими специалистами — логопедом, школьным психологом он должен выявлять и решать возникшие проблемы учащихся, круг которых очень широк. Ситуацию осложняют суровые реалии, связанные с массовым сокращением школьных врачей, психологов, дефектологов по причине оптимизации штатного расписания с целью изыскания дополнительных средств для увеличения зарплат учителей.
Для чего нужен профессиональный стандарт педагога?
Авторы документа надеются, что он сумеет повысить интерес и увеличить ответственность учителей за результаты педагогической деятельности. Изменятся принципы обучения и переподготовки кадров для приведения данной процедуры в соответствии с требованиями профстандарта.
Профстандарты будут применяться в качестве:
• Независимого измерителя уровня квалификации педагогических работников.
• Средства реализации стратегии развития образовательной среды.
• Инструмента роста качества российского образования.
• Фундаментальной основы трудовых соглашений между руководством образовательного учреждения и педагогами.
• Механизма рекрутирования педагогических кадров для работы в образовательных организациях.
Профстандарты включают пять видов квалификации. Каждый из них предъявляет особые требования к компетенции учителя, выдвигаемые на основе характера сложности и результативности решения поставленных задач.
В документе изложены десятки профессиональных компетенций, адресованных педагогическим кадрам. К примеру, для проведения полноценной воспитательной работы учитель обязан овладеть 18 умениями и навыками, а для полноценного развития ученика даже двадцатью. Сами разработчики называют этот перечень ориентиром, на основании которого учреждение образования планирует выстраивать собственную траекторию деятельности исходя из своих особенностей и поставленных задач. При этом педагогам отводится роль своеобразных социальных терапевтов, призванных диагностировать наличие психолого-педагогических проблем.
В профстандарте уделяется пристальное внимание работе учителей по выполнению программ инклюзивного образования, а также поддержке одаренных и социально уязвимых обучающихся. Красной нитью проходит обладание ИКТ-компетентностью, которая дифференцируется на три уровня:
• Общепользовательская.
• Общепедагогическая.
• Предметно-педагогическая.
Новые компетенции педагога:
• Работа с одаренными учащимися.
• Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
• Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
• Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
• Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Цель применения
• Определять необходимую квалификацию педагога, которая влияет на результаты обучения, воспитания и развития ребенка.
• Обеспечить необходимую подготовку педагога для получения высоких результатов его труда.
• Обеспечить необходимую осведомленность педагога о предъявляемых к нему требованиях.
• Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования.
Профессиональный стандарт педагога содержит 4 раздела:
• Общие сведения.
• Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности).
• Характеристика обобщенных трудовых функций.
• Сведения об организациях – разработчиках профессионального стандарта.
Содержание профстандарта педагога отражает:
• обучение;
• воспитательную работу;
• развитие (личностные качества и профессиональные компетенции, необходимые педагогу для осуществления развивающей деятельности);
• профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной школе;
• профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя), отражающие специфику работы на дошкольном уровне образования;
• профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя в основной и средней школе;
• рофессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя русского языка;
• профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы учителя математики.
Направлениями работы по информационному сопровождению введения профессиональных стандартов:
• Проведение мероприятий по информированию педагогических работников о содержании принятых профессиональных стандартов в сфере образования, этапах их введения и о нормативно-правовых документах (Инструктивные совещания, методические семинары, педагогические советы)
• Размещение информации о профессиональных стандартах на сайте МОУ СОШ № 5
Профессиональный стандарт «Педагог» (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н)
Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» приказ № 514-н от 24.07.2015 года
Профессиональный стандарт «Специалист административно-хозяйственной деятельности» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 2 февраля 2018 года N 49н)
Профессиональный стандарт педагога основное содержание
Профессиональный стандарт педагога
Профессиональный стандарт учителя начальных классов
Актуальные направления и методы обучения в профессиональном стандарте педагога
Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Комментарий ИМЦ по введению в школах профессионального стандарта педагога
Особенности применения Профессионального стандарта в образовательных организациях